Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов.
Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах,— иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.
Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — со II века до н. э. по V век н. э. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке при Харишене (462—483 годы), правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно.
Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.
Согласно «ЭСБЕ», самый замечательный из храмов — «Кайлаш» (также известный, как "Кайласанатха"), великолепный, прекрасно сохранившийся образец дравидического зодчества, один из драгоценнейших памятников Индии. Сам храм расположен в глубине двора, высеченного в цельной скале. В гранитном навесе над входом высечены в камне колоссальные статуи Шивы, Вишну и др. За этим навесом — большая статуя, изображающая богиню Лакшми, возлежащую на цветах лотоса и окруженную слонами. По концам двора, на южной и северной сторонах — по гигантскому слону. Огромных размеров слоны, львы, грифы в разных позах окружают храм. Сам храм, хотя и посвящён Шиве, внутри заполнен статуями Вишну и других богов. По преданию этот храм был воздвигнут раджой эличпурским Эду в благодарность за исцеление водой из близлежащего здесь источника.